Воскресенье, 19.05.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Персональный сайт учителя

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Сетевое взаимодействие как основа для развития компетенций школьника в образовательном событии

    Емельянцева Г.Г., учитель информатики МБОУ «МЭЛ им А.Г.Шнитке»

    Сетевое взаимодействие как основа для развития компетенций школьника в образовательном событии

    «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим»

    Д.Уибстер

    Современная система образования в нашей стране переживает новый период инновационного развития – период упорядочения, проверки на эффективность инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве. Образовательные учреждения, активно включившиеся в исследовательский педагогический поиск, пришли к определённым выводам и результатам. Настоящая статья посвящена описанию опыта организации сетевого взаимодействия школьника в образовательном событии.

    На современном этапе инновационные технологии в образовании занимают первостепенное место в подготовке конкурентоспособного специалиста. Современная система образования вынуждена решать задачи, которые способствовали бы формированию личной независимости, самоуважения и благосостояния. То есть в процессе обучения педагоги должны добиваться формирования у школьников мотивов, потребностей, интереса получить образование высокой профессиональной компетентности.

    Одной из таких технологий является сетевое взаимодействие в целях приобретения более глубоких и практических знаний при изучении общеобразовательных предметов. Сетевое взаимодействие может быть многогранным, но главное заключается в том, что оно выстраивается на принципах добровольности и взаимной заинтересованности всех сторон взаимодействия. К формам сетевое взаимодействия можно отнести встречи, конференции, круглые столы, фестивали, митинги, экскурсии и многое, многое другое.

    Приоритетное значение в этом играют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство самореализации, самодеятельности учащихся, наличие перспектив социального роста, эмоциональность, красочность – всего, что способствует формированию позитивного социального опыта.

    Одним из обязательных условий организации сетевого взаимодействия является информированность участников. Использование компьютерных сетей позволит проводить обсуждение актуальных проблем и обмениваться опытом посредством сетевого взаимодействия (участие в дискуссионных клубах, интернет-конференциях, форумах).

    Эффективным сетевым взаимодействием является проектная деятельность учащихся. При этом появляется возможность распределять ресурсы при общей задаче деятельности, использовать для достижения общей цели на инициативу каждого конкретного участника, осуществлять прямой контакт участников друг с другом. В процессе сетевого взаимодействия появляется возможность выстраивать многообразные вероятные пути движения при общности внешней цели, использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника. Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности. При выстраивании сетевого взаимодействия необходимо определить цели и задачи выстраивания системы, анализ рисков и преимуществ сетевого взаимодействия. К тому же в настоящее время высоко развиты технологии общения в сети Интернет, которые позволяют которые позволяют мобильно и эффективно обмениваться материалами, способными скорректировать процесс создания общего продукта в рамках сетевого взаимодействия, сделать его наиболее результативным.

    Сетевое взаимодействие представляет собой один из мощных ресурсов инновационного образования. Обучающиеся всё активнее вовлекаются в учебно-исследовательскую, проектную деятельность, которая носит профессионально ориентированный характер.

    Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия: обмен опытом, совместная реализация исследовательских и информационных проектов, расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения, повышение скорости освоения и переработки информации, расширение возможностей для сотрудничества и профессионального диалога педагогов и учащихся, стимулирование процесса самообразования обучающегося и педагога.

    Современная школа должна не только формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Учитель создает условия для активного познания и получения детьми практического опыта. Ученик переходит от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

    Для вовлечения каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность учитель должен использовать новые технологии, необходимые для активизации мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными уроками, развивающими ключевые компетенции ученика: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др.

    В текущем учебном году ученики МЭЛ 7 – 9 классов приняли участие в международном Проекте ранней профориентации «Билет в будущее».

    В Федеральной концепции модернизации российского образования современные ключевые компетенции определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Впервые на государственном уровне предложено использовать ключевые компетенции для оценки качества содержания образования. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации. Компетентность – это непосредственный результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. В сравнении с другими результатами образования компетентность является интегрированным результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач, существует в форме деятельности, а не информации о ней, переносима, то есть связана с целым классом предметов воздействия, совершенствуется по пути взаимодействия с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов, представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.

    Среди учебно-познавательных компетенций одной из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы логической, методологической учебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.

    Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта и т.п. Формы реализации также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д. Помимо специальных умений, проверяются умения учащихся находить информационный ресурс как в традиционных источниках, так и в сети Интернет, публичной защиты проведённой работы, развиваются навыки исследовательской деятельности. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создаётся конечный продукт проекта.

    В целях обучения безопасному использованию информационных ресурсов ученики лицея ежегодно принимают участие в различных сетевых проектах по безопасному общению в сети Интернет. В текущем году  все ученики 7 – 9 классов приняли участие в «V Едином уроке по безопасности в сети интернет 2018»

    Обучаться правилам осуществления проектной деятельности, отрабатывать механизмы коллективного использования сетевых ресурсов  в нашем лицее ученики начинают с 5-6 классов во внеурочной деятельности по предмету «Информатика». Ученики МЭЛ также участвуют в занятиях Школы юного исследователя в рамках муниципального ресурсного центра МБОУ «МЭЛ им А.Г.Шнитке». Проекты учеников 6-7классов коллектива «Волжане» в Муниципальном конкурсе проектов «Хочу все знать» в 2018-2019 учебном году заняли 1 место, ученица 6б класса Абраменко Дарья – 3 место.

    Сетевое взаимодействие является высокоэффективной инновационной технологией, позволяющей ученику динамично развиваться. Содержание педагогической составляющей сетевого взаимодействия, по сути, является расширением воспитательного пространства: открытием возможностей выбора, появлением новых профессиональных и социальных связей, актуализации необходимости педагогического сопровождения обучающихся.

    Обучающийся учится сам определять проблему, ставить цели и находить пути ее достижения, самостоятельно планировать и организовывать собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.

    Таким образом, сетевое взаимодействие делает обучение более качественным, процесс обучения носит практическую направленность, поддерживается интерес к изучаемым предметам, устанавливается взаимообратная связь между различными областями знаний.

     

    Список литературы:

    1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 12.11.2012) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_1888/
    2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html3.
    3. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия/ http://www.1september.ru/
    4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
    5. Коротаева Е. В.Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. —М., 2003.
    6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1997. -162 с. -С. 9-10.
    7. Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования. Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции URL: https://бтпит.рф/data/documents/Sbornik-Setevoe-vzaimodeystvie-GOTOVO.pdf
    Категория: Мои статьи | Добавил: Galina (25.06.2019)
    Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar